Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Сексуальная информированность подростков начала 21 века

Аннотация:

Сексуальная информированность человека – один из главных критериев уровня его сексуальной культуры и культуры общества. Знания появляются не в один день, а накапливаются со временем – в процессе половой социализации и всего онтогенеза сексуальности. Сексуальная информированность подростков начала 21 века напитывается из разных источников современности  — СМИ, интернет, специальная литература, опыт друзей. Все эти и другие источники, сегодня, бессистемные, непрофессиональные, порою опасные, так как в стране не работают программы по репродуктивному здоровью подростков, половому просвещению. Юноши и девушки в свой пубертатный период (с 12 до 18)  предоставлены сами себе в получении подобной информации. Это небольшой временной этап.  Но именно в нём происходят самые значительные изменения  в психосексуальном развитии,   влияющие на соматическую, психологическую и социокультурную составляющие  его развития. Информированность современного подростка и его сексуальная информированность зависят от  существующей  системы взглядов и ценностей всего общества. Она также зависит от  дозированных и вовремя  данных профессиональных,  надёжных знаний.

Ключевые слова: сексуальная информированность,  половая социализация, онтогенез сексуальности.

Введение:

Запрос на исследование данной проблемы продиктован современной действительностью и конкретно итогами Социального Форума, который состоялся в Москве в 2011году. На этом собрании была предпринята попытка описать социальный портрет современной молодежи. Согласно аналитическим данным,  российские подростки начала ХХI века – это уже другие подростки, динамика их жизнь разнообразна и интересна. Они по-своему задумываются о будущем. К наиболее важным ценностям молодежи подростки относят: любовь, дружбу, комфортную жизнь и свободу. При этом рейтинг ценностей молодежи выглядит, таким образом — удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость, стоят на первом месте. На втором, перекладывание ответственности на других. На третьем, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полнота жизни. Треть из них считает, что не действует в сегодняшней жизни такая духовно-нравственная ценность и нравственная заповедь как «не прелюбодействуй». Основную информацию подростки получают по центральному ТВ – 80%; интернету – 50%; остальные % достаются родственникам  и друзьям. Книги не читает – 1\3, любят смотреть кино 62%. Фильмы и книги с любовной тематикой смотрят и читают – 72,3% . Любимые телепередачи: «Камеди Клаб», «Дом-2», КВН. Большее предпочтение отдают таким телеканалам: СТС – 22,6%;  Первый – 21,8%; ТНТ – 13,3% и НТВ – 7,1%. За ПК 38% подростков проводят более 3-х часов. А интернет информации доверяет 25% молодежи. В социальных сетях проводит время, качают фильмы и музыку – 79%. Посещают сайты по следующей тематике: взаимоотношение между полами 55,3%; эротика – 27,9%; порнография – 16,9.

Результаты и обсуждения:

Выводы по этим цифрам сделать довольно сложно, так как сексуальная тема выбрана из контекста всех опросов и в прямой постановке вопросы подросткам не задавались. По имеющимся данным видится следующая картина сексуальной информированности в конкретной возрастной группе:

1. Демонстрируется снижение внимания молодежи к сексуальной тематике, хотя они находятся на физиологическом пике сексуальности. Скорее всего, этому две причины: ухудшение общего здоровья и/или методика организации опросов не учитывала эту естественную потребность молодежи.

2. Появилась тенденция снижения ранних беременностей у женщин 15-17 лет, что подтверждают и европейские исследования.

3. У молодежи уменьшается число заболеваний, передающихся половым путем.

4. Придается большое значение определяющим духовым ценностям, под которыми не всегда взрослые и подростки понимают одно и то же.

Эти результаты подтолкнули к идее анализа некоторых аспектов сексуального поведения подростков. В частности, сексуальной информированности, как одного уз критериев уровня сексуальной культуры личности.

Авторские исследования девяностых годов прошлого века (Кащенко, 1994), итоги работы коллег-сексологов, цифры средств массовой информации и анализ интернет ресурсов – всё это сподвигло провести среди подростков узкопрофессиональный тематический  опрос одного вопроса: «Если Вы хотите задать вопрос сексологу, то какой?» С декабря 2011 года по настоящее время в данной работе приняли активное участие члены Российского научного сексологического общества (sexology.ru), преподаватели кафедры сексологии  Гуманитарно-экономического и технологического института, врачи, слушатели курсов повышения квалификации «Психологическое консультирование в сексологии». Были опрошены подростки из различных мест: Москвы, Саратова, Смоленска, Ростова на Дону, Воронежа, Зеленограда, Щелково, Одинцово. Среди них были учащиеся из обычных муниципальных общеобразовательных школ и обучающиеся в частных школах, гуманитарном лицее, профессиональном училище, кадетском корпусе. В опросе принимали участие мальчики и девочки из семей с разным материальным уровнем и социальным статусом.

Всего было опрошено 454 подростка в возрасте от 13 до 17 лет включительно. Грамотно сформулировали вопросы сексологу примерно каждый третий опрошенный (именно эти вопросы попали в итоговую выборку). Среди заданных вопросов были совершенно личные, требующие индивидуальной консультации специалистов. Большинство подростковых проблем в разной интерпретации сводилось к следующим блокам информации:  Кто такие сексологи, и в чем заключается эта профессия? Что такое любовь и секс?  Когда можно начинать половую жизнь?  Какие будут последствия этого начала?  Проблема женской и мужской девственности.  Размеры мужского полового члена.  Проблема взаимоотношений в этом возрасте. Аспекты физиологии и гигиены. Вопросы, связанные с техникой секса и достижения оргазма.  Контрацепция и предохранение.

Заключение:

Итак, в результате опроса установлено:

Каждому пятому подростку тема секса в общении с взрослым человеком, сексологом, не интересна, или он не хочет ею интересоваться у специалиста. Почти треть подростков уверена, что всё знает, или может получить информацию по интернету (среди юношей таких больше, чем среди девушек; наиболее самоуверенная группа – это юноши 16 лет). Обратились к сексологу с вопросом или хотели бы это сделать, но по ряду причин не смогли – 50% опрошенных. На вопросы, которые не постеснялись, сумели сформулировать и смогли задать сексологу подростки, будут приведены ответы в готовящейся к печати книге «Ответы сексолога подростку».

Список литературы:

Социальный портрет молодежи Российской Федерации. Аналитический доклад. – М., 2011.-112 с.

Агарков С.Т., Кащенко Е.А. Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности.г.Воронеж, «Научная кгнига», 2010; 500 с.

Кащенко Е. А. Основы социокультурной сексологии: Изд.2-е, испр. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 256 с.

Васильченко Г.С. Сексология: Справочник.-М.: Медицина,1990.
Котенёва Анна Николаевна – Председатель совета профессионального сексологического объединения (ПСО), заместитель заведующего кафедрой сексологии Гуманитарно-экономического и технологического института.