Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Роль массовой культуры и рекламы в процессе включения сексуальности в стереотипы общества потребления

С февраля 2004 года в редакции газеты «СПИД ИНФО» работает телефонная прямая линия. Любой человек, считающий, что у него есть проблемы в интимном общении, желающий обрести гармонию в супружеском взаимодействии и получить достоверную информацию обо всем, что касается сферы человеческой сексуальности – может набрать телефонный номер и разрешить свои проблемы.

Большое количество обращений (до 10-12 звонков за 3 часа работы), демонстрирует актуальность проблемы, низкий уровень осведомленности граждан о физиологии сексуальности, культуре сексуального общения, высокий уровень тревоги по поводу собственной состоятельности и сомнения в сексуальной привлекательности. Мужчины просят помощи в продлении полового акта хотя бы до 15-20 мин; женщины – требуют рекомендовать безотказное лекарственное  средство, могущее вернуть 50-ти летнему мужу сексуальную активность 30-ти летнего.

Поскольку в нашей стране программы сексуального просвещения и сексуального воспитания не имеют государственной поддержки и являются уделом профессионалов-энтузиастов, ниша занимается, т.к. в обществе, ориентированном на потребление, на множество желаний и их быстрое удовлетворение, ни одна сфера, где возникают потребности, не может оставаться незанятой.

Сексуальность, как и эротика – коммерциализировалась и стала товаром не только непосредственно в секс-бизнесе, но и в рекламе, в средствах массовой информации, массовой культуре.

Для потребителя отовсюду звучит слово «сексуально». СМИ, реклама, демонстрируют идеалы сексуальных образов, стереотипы сексуального поведения. Потребителю предлагают сравнить себя с эталоном, и, как правило, это сравнение не идет в пользу обычного человека, что повышает уровень тревоги личности и соответственно, снижает способность критично оценивать информацию и свои действия. Теряя критику, человек хватается за примитивную идею, которая не оправдывается, и становится примитивным потребителем.

Сексуальностью предлагают заменить эстетические и мыслительные категории. Потребителю преподносится восприятие сексуальности, как сумма не вполне понятных для него представлений. Человек находится в невыгодных условиях в виду отсутствия у него некоторых качеств, присущих сексуальному объекту. Чтобы поправить дело идет навязывание средств помощи, например: увеличение члена или смена партнера и т.д.

Обществу  навязывается сексуальность, как образ мысли, образ жизни, как положительная характеристика всего на свете. Сексуальность преподносится как нечто замечательное, чем ты должен обладать, но чего у тебя заведомо нет. Идет массовая пропаганда поведения, которое заменяет всю сексуальную гармонию, предполагающую получение впечатления от объекта, сближения с интересующим партнером и дальнейшее развитие отношений.  Происходит замена и уничтожение петтинговой культуры. Рекламируемое  поведение укладывается в эпизодические отношения по типу «сейчас или никогда». Произошло смещение акцентов на механическую составляющую секса. Предлагается, что главное в сексуальных отношениях – это техническая сторона дела, механизм должен работать безотказно и услужливая реклама тут же вам предложит, как в автосервисе, любые средства для тюнинга.

Из сексуальности выметается духовная составляющая, лирика.  Сексуальность превратилась в коммерческий продукт, сексуальность, как фарш, как начинка, как товар-событие, стала столь же неотъемлемой, как товары индустрии досуга, которые постоянно  предлагаются так, что никто не может опомниться.

Для усиления сумбура и снижения критики в ход идут различные напитки со стимуляторами, призванными разогреть сексуальность. Сейчас  в меню любого ресторана или кафе присутствуют напитки с эротическими названиями. Происходит мотивированное внушение, гостю подсказывают линию поведения, продолжение отношений:  обстановка-напиток-прогноз желательного образа. Идет постоянное навязывание стереотипов сексуальности:  какую иметь внешность, какие иметь органы, как себя вести, какие продукты употреблять, и как следствие – формируется безличное отношение  к сексу. Человеку навязывается роль сексуального потребителя и одновременно, его лишают возможности самому строить свои отношения с партнером.

Рочева Н.В. психолог –сексолог

Олейников Н.И. к.м.н., врач-психиатр, сексопатолог.