Заявка on-line

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

Конкретные предложения по решению проблемы сексуального образования в России

Почти сто лет назад известный ученый Холл  Стенли утверждал, что воспитание здорового полового фактора можно возвести в критерий всей педагогики. Сегодня, в эпоху единых социальных стандартов,  сексуальное образование становится обязательным во всех европейских странах. Более того, обязательное сексуальное образование должно быть введено во всех странах, подписавших «Европейскую социальную хартию».  Все эти данные резко контрастируют  с фактическим «топтанием на месте» образовательных проектов чиновников и депутатов в этой области. В России сексуальное образование до сего дня имеет декларативный характер, когда с трибун звучат слова о необходимости подобного воспитания, реально же проблема отдана на откуп энтузиастам (без экономических и финансовых субсидий, без организационной и материальной помощи и т.д.).

Основными проблемами ограничения сексуального образования в России считались: отсутствие учебной литературы и преподавателей в этой области знаний. В начале 21 века ситуация изменилась. Появились учебные и учебно-методические пособия для родителей, специалистов, студентов и учащихся старших классов школ, подготовлен коллектив преподавателей, организован экспериментальный учебный курс. Российское научное сексологическое общества предлагает организовать процесс сексуального образования собственными силами.

Это предложение сводится к поэтапному обучению взрослого населения по предложенной РНСО методике и учебной литературе:

Для детей с родителями — по книге «Неведомый мир. Детям об «этом».

Для подростков — по учебному пособию «Основы социокультурной сексологии»

Для студентов ВУЗов и специалистов смежных с сексологией дисциплин (психологов, культурологов, педагогов, юристов и др.) – по монографиям «Социогенез сексуальности», «Онтогенез сексуальности», «Психогенез сексуальности».

В коллективе авторов-организаторов данного образовательного процесса 5 профессоров и докторов наук, 4 кандидата наук, 2 доцента и ведущий научный сотрудник. Авторский опыт каждого и трехлетняя коллективная практика организации занятий по совместно выработанному тематическому плану дает право надеяться на успех данного предложения.

Три последних года осуществляется подготовка психологов-сексологов на специальных курсах «Психологическое консультирование в сексологии», многие из которых готовы не только к оказанию психологической помощи и консультированию, но и половому просвещению населения. Организован Центр сексуального здоровья и  Центр сексуального просвещения, которые предназначены, помимо прочего, и для продвижения достоверной информации по половым проблемам.

Не достучавшись в двери системы образования страны, этот же авторский коллектив обратился в Департамент образования города Москвы с предложением по повышению квалификации школьных психологов, воспитателей, учителей, директоров школ, колледжей, кадетских корпусов. В Департамент представлен на обсуждение отрецензированный тематический план и учебная программа «Половая социализация развивающейся личности: методология и психологическое консультирование». Но чиновники разного уровня, как и в былые времена, под разными предлогами задерживают её обсуждение и  принятие, не помогая организовать работу по сексуальному образованию. Хотя за них всё сделала одна общественная организация – РНСО — за свои личные средства и благодаря энтузиазму коллектива. Дело за малым: принять волевое решение и ввести данный курс в число дисциплин по повышению квалификации специалистов.

Несколько лет назад депутатами Мосгордумы была выдвинута законодательная инициатива о передаче всех полномочий по сексуальному образованию подростков в семье. Никто и никогда не оспаривал роли семьи в воспитании несовершеннолетних детей. Все моральные нормы и нравственные начала личности закладываются именно в семье, но реальные исследования показывают, что семья сама не готова к реализации всех задач сексуального образования.

В нашей стране просвещать, учить, давать достоверную информацию о сексуальности необходимо начинать не с детей, а с взрослых. Причина в первую очередь в том, что в девяностые годы прошлого века, период хаоса, вызванного распадом СССР, взрослые работали на нескольких местах, занимались политикой, воевали, и не находили времени на воспитание детей. Сегодня это поколение выросло. У них самих появились дети. Но не знание, не умение, не навык полового воспитания к ним не пришли сами собой. Сексуально безграмотные люди не в состоянии дать образование своим детям, их самих надо учить.

Сегодня далеко не все родители обладают необходимыми знаниями и навыками ведения дискуссий с взрослеющими детьми. Образ жизни многих родителей делает бессмысленными любые их призывы к добру и святости, адресованные живым свидетелям, переживающим фазу юношеского максимализма. Разговоры на сексуальные темы с детьми противоположного пола создают неуместное сексуальное напряжение, ведущее к полной утрате их педагогической эффективности. Несмотря на это,  родители считают, что заниматься половым просвещением подростков должны, прежде всего, именно они (80,3% ответов), затем врачи-специалисты (62,9%) и школа (41,7%). На самостоятельность школьника в этом вопросе родители надеются меньше всего — 4,5% ответов (в сравнении с 60,8% соответствующего ответа подростков о себе). Таким образом, родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки — себе. В то же время сами родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации.

РНСО предлагает уже в этом году организовать обучение будущих педагогов и повысить квалификацию у нынешних учителей и психологов. На данном этапе возможно обучение на курсах РНСО "Психологическое консультирование в сексологии" для учителей, психологов, воспитателей учебных заведений и "Основы сексологии" для родителей, консультантов, специалистов по проблемам семьи и репродуктивному здоровью. Предлагаемый курс представляет собой синтез полового просвещения и полового воспитания в системной концепции сексуального образования, где через процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе, через прямое воздействие на индивида, пару, социальную группу повышается уровень сексуальной культуры в обществе.

Котенёва Анна Николаевна

Центр сексуального просвещения, город Москва.